:: статья написана 1 сентября 2019 года ::
Я закончил огромный проект по оформлению электроподстанции.

Немного расскажу, как это было.
Часть 1: проект.
Сначала я запустил большой проект по оформлению электроподстанции: https://planeta.ru/campaigns/substation
Это было 1 мая. К тому моменту я уже имел часть бумаг и словесных обещаний. Некоторая опора уже была сформирована.

Согласовать, пройти модерацию и стартовать оказалось достаточно тягомотно. Одного желания запустить сбор денег под первую случайную идею тут абсолютно недостаточно.
Вопрос «Зачем это нужно?» в ответе не нуждается. Качественные граффити одобряются 90% процентами населения, и именно поэтому они широко распространены во всём мире.
Почему я выбрал именно эту? Она у всех на виду. Пожалуй, лучшей демонстрации возможностей, а также пользы в случае успеха в городе нет.
Сложностей в проекте масса:
- получить разрешения у администрации и собственника АО «Оборонэнерго».
- сделать макет, который устроит абсолютно всех. Это общественные голосования, сбор предложений, компиляция идей и корректировка.
- уговорить население сдать деньги. Для этого нужно раскручивать проект по соцсетям, по знакомым, расклеивать объявления и т.п.
- подобрать профессиональную команду художников и договориться о цене.
Работа, как оказалось, перспективная. Несмотря на отдельные необоснованные недовольства в целом 90% населения идею поддерживает (а не поддерживают лишь те, кто не любит граффити в принципе, т.е. любые и везде). Более того: её поддерживают правящие круги, обещая в случае успеха заложить в бюджет деньги на следующие подобные проекты.
Основная сложность для меня как организатора заключалась в следующем: проект для города был пилотным, беспрецедентным. Этапы были неизвестны и нащупывались по ходу дела. Не занимая никакой должности в городе крайне трудно было кому-то что-то объяснять и доказывать. Оборонэнерго требует одобрение администрации, администрация требует одобрение жителей. А жители, как правило, не сильно верят в фантазии: мало ли кто и на что им предлагает сдать деньги?..
В таких условиях даже собственная вера в успех колеблется. Связать все составляющие воедино адски трудно. Пришлось представиться помощником депутата (действующий депутат разрешил мне им называться по особым случаям).

Невзирая на благополучный внешний фон, сбор средств шёл тяжело. Настал даже день, когда я похоронил идею. И вдруг через 15 дней после запуска полной неожиданностью стал звонок из компании МТС. Мне была предложена финансовая помощь до полной реализации проекта.
Условия были простыми:
- полный официальный комплект документов
- превалирующее одобрение населением
- попадание в СМИ по итогам работы
И если первый пункт был всего лишь вопросом времени и основывался на втором, то вот второй как раз и был камнем преткновения. Как подобрать универсальный рисунок, устраивающий всех?..
В администрации озвучили желаемые темы:
- Подмосковье в лицах
- культурное наследие Подмосковья
- День победы с уклоном в РВСН
Однако получилось, что актуальных подмосковных народных любимцев как будто и нет — никто не смог их назвать даже подумав. Культурное наследие слишком скучное и не достойно нанесения. А День победы уже приелся.
Пришлось идти от противного, основываясь на опросах. Первого победителя — тему военной техники — сразу забраковали жители: они не хотели смотреть на неё из окна ежедневно. Второго — тему религии — не одобрили в МТС. Хорошо зашла тема космоса. Более того: пришло понимание того, что однозначный успех будет иметь тема пейзажей…

Время шло, и в конце концов, я осознал, что денег — 90 000 рублей — на полную стену нам не хватит. Оставалось только тихо слить проект, раздав деньги назад.
И снова идее не дали умереть: на помощь пришли старые друзья в Facebook’e. Они предложили сделать не граффити, а стрит-арт объект. Такой, чтобы на часть стены, но обыгрывающий элементы улицы.
Зацепившись за эту мысль, я сделал много разных картинок. Мне очень понравилась идея с окнами-балконами, из которых выглядывают люди (но таких окон я не нашёл, а балконов на первом этаже не бывает; пришлось бы и эскиз делать на заказ). И далее действуя в этом ключе призвал на помощь учительницу начальных классов. Реализовывая её словесные наброски мы быстро зашли в тупик. И тут прозвучало безумие, изменившее в итоге всё: «Попробуй набросай вот это. Просто попробуй, а вдруг?»..
В итоге через месяц администрацией и собственником АО «Оборонэнерго» был согласован победивший в народном голосовании рисунок:

Это своего рода коллаж из отборных кусков: родители, детская, ребёнок, дверь, планета, Кремль, надписи. Кремль, кстати, подсказали жители, потому что на планете его не было. Получилось, что создавался он дольше, чем художники наносили его на стену.
Теперь надо было решать вопрос с деньгами. Добавленные за три дня до окончания в проект 10 000 от администрации проблему решали. Но цель проекта была 70 000, а по условиям портала вывод возможен только при наборе 50% от цели. У нас было 35%. Поддержка МТС была журавлём в небе. Вытащить народные деньги, используя свой дополнительный капитал, было возможно. Но был риск с этими 25 000 и остаться. Поэтому я принял решение оставить всё как есть.
В августе проект завершился. Деньги были розданы назад. Последняя новость в нём стала такой:
Друзья!
Вы все сделали самое главное — наглядно продемонстрировали, что оформление электроподстанции нам нужно.
Благодаря проекту мы вышли на генерального благотворителя — компанию МТС.
Платёжные документы уже отправлены. И если МТС оплатит счёт, то делу быть.
Точка.

Часть 2: деньги и художники.
МТС как-то неуверенно обещал денег. Менеджеры гуляли в отпусках. Поэтому я закинул удочки по сторонним компаниям. И спонсоры в лице компании ВЛ-телеком вроде как заинтересовались… Но быстро про это забыли.
Началась волокита с выставлением счёта. Были определённые требования, но не все могли их выполнить. Поэтому я опять усомнился и в поиске более простых решений начал рассматривать других художников.
Я вышел на организатора фестиваля Urban Morphogenesis Дмитрия Лёвочкина, но наш бюджет его не заинтересовал. Я получил эскиз от художника-граффитиста Кирилла Соколова, но он наотрез отказался его дорабатывать по желанию жителей…
И снова всё складывалось одно к одному: документы от Fresh Art Design Studio, которых я планировал изначально, совместными усилиями и не с первого раза всё-таки прошли модерацию МТС.
Свет в конце тоннеля был таков: Fresh согласился всё сделать за низкий бюджет от МТС (60 000 рублей), а МТС, отгуляв отпуска и просрочив сроки по счетам, к 20 августа перевёл-таки деньги.
Часть 3: процесс оформления.
К сожалению, заказ граффити — это не оплата денег и получение результата. Вернее, можно и так. Но за результат я отвечал головой. Оно могло просто не понравиться никому, и вместо бюджета на новые проекты я мог получить валик и ведро жёлтой краски.
В добавок ко всему руководителя художников не пустили в город из-за иностранного гражданства. Поэтому я полностью взял контроль в свои руки.

Всего-то пришлось:
- дважды оформить художникам — Марату и Даниле — пропуска
- найти туалет, т.к. мы всё-таки были в довольно людной и приличной жилой зоне
- обеспечить недостающий инвентарь: что хотеть-то от низкобюджетников?
- дёрнуть хозяев авто из отпусков с целью их переставить и повесить объявления о том, чтобы автовладельцы временно не парковались (брызнуть по машине баллончиком легко, а вот оттирать сложнее)
- договориться с покосом травы
- договориться о том, чтобы убрали старый ржавый парковочный столб
- прозвонить все местные СМИ, т.к. мне предстояло отчитаться за деньги
- объяснить обстановку сотрудникам полиции, которые посетили нас по сигналу вредного жителя
- выслушать все пожелания жителей и тут же воплотить их в жизнь (мы добавили бабочку и перекрасили Кремль)
- договорится про розетку (для проектора, но обошлись без него) и поднять вопрос о подсветке (подключиться можно было бы к уличной сети, но из-за близости окон жильцам бы это не понравилось)
- подсказать к исправлению огромное количество недочётов в рисунке (начиная от подтёков и заканчивая вполне важными элементами вроде очевидно смещённой в строну надписи)

Мне пришлось взять на себя решение наносить рисунок без грунтования. Изначально очень остро стоял вопрос о том, сколько рисунок продержится в первозданном виде. Любая прослойка могла легко уменьшить срок. И хотя я в этом не сильно разбирался, знал точно, что вандализм на этих стенах отлично держался 9 лет, пока его не закрасили.
Краску художники привезли хорошую. Баллоны «94» используются даже на международном фестивале Urban Morphogenesis в Одинцово. Забегая вперёд отмечу, что посетив впоследствии этот фестиваль, остался уверен: на фоне художников с мировым именем у нас получился очень достойный результат.
По ходу работы я даже один раз не на шутку испугался, потому что осознал свою же ошибку. Я сделал макет на миллионы цветов в гаджетах. А у художников всего 50 оттенков. Поэтому в середине процесса я ясно узрел серость, тьму и вовремя заставил их обратить внимание на оттенки. Так, на Сфинксе появился бежевый, на Пизанской башне белый цвет (почему она вообще у них стала серой?) и т.д.


Часть 4: результат.
Весь процесс занял 2 полных и 2 неполных дня. Четыре всего. В конце концов, с верхних этажей на нас скинули помидор. Он и стал точкой в этом деле 🙂
И результат поистине превзошёл наши ожидания! Его одобряли абсолютно все: прохожие, жители с балконов, люди в соцсетях, сотрудники администрации… Его увидели все: от детей с детской площадки до городского Главы. Композиция оказалась легко читаемой: кто-то увидел в ней истинный смысл о воспитании, кто-то путешествия, кто-то даже тему международной толерантности… И даже глупый минус о том, что ребёнок как будто заходит внутрь подстанции, никого особо не смутил — все всё поняли, т.к. ничего идеального быть не может.

Макет и итоговый рисунок имеют различия:
- убрали шпиль Нотр-Дама де Пари, т.к. он уже сгорел
- отсутствуют башни-близнецы за Статуей Свободы — они рухнули да и вцелом перегружали рисунок
- отсутствуют меридианы на земном шаре. Художники их не заметили, а когда я обратил внимание, то сам испугался за то, как бы ими всё не испортить: они достаточно тонкие для баллончика.
- детская не сильно забелена градиентом, а на планете его частично нет вообще
- отсутствует тень у достопримечательностей. Ей можно было бы превратить отчётливый рисунок в кашу.
- появилась бабочка
- на лампе в детской есть свет
- голова Статуи Свободы совершенно случайно попала на кирпичный шов, который образовал своеобразное лицо в виде глаз и носа
Я давил на детализацию там, где она была необходима. А в остальных случаях не стал — всё-таки проект низкобюджетный.
Существенными недочётами я бы назвал:
- грустного папу. В принципе под разным углом зрения он разный, потому что по его лицу проходит широкий громоотвод.
- другой оттенок зелёного цвета, особенно со стороны детской
- вместо воздушных шаров получились шарики, причём летящие вверх, а не из центра планеты



Нельзя сказать, что лично я полностью удовлетворён рисунком. Что я полностью удовлетворён студией Fresh Art Design. Скорее всего, следующие работы, если они возникнут, будут развиваться по другим сценариям.
Но я благодарен миру даже за то, что получилось.
Часть 5: СМИ.
Итак, я уже отметил, что в соцсети результат стал выдающимся, небывалым по количеству одобрения (отчётный пост ВКонтакте). Но мне ещё удалось попасть в «золотой» предвыборный номер местной газеты «Вести Власихи».

Текст статьи:
Ребёнок выходит в мир
«С тобой остаётся навеки лишь то, что ты отдал»
Алиса в Зазеркалье
25 августа закончилось художественное оформление трансформаторной подстанции в микрорайоне Школьный. Инициатором и исполнителем проекта стал активный житель Школьного Кирилл Устинов. Изначально рисунок задумывался как социально полезный, выполняющий определённую воспитательную функцию. По задумке автора он должен был стать не просто красивой картинкой, а оказывать целенаправленное положительное воздействие на умы людей. Так всё и получилось.
Итоговая композиция рисунка впервые пришла в голову учителю истории и обществознания МОУ СОШ им. А. С. Попова Наталье Мироновой. Смысл её таков: однажды ребёнок вырастает и выходит через дверь родительского дома в огромный мир; задача родителей – правильно подготовить его к этому непростому шагу. Так и появилось название работы – «Ребёнок выходит в мир». Получилось очень актуально на фоне детских площадок, садика и микрорайона с названием Школьный.
Первая надпись гласит: «Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой». Эти слова сформулировал выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак. Вторая мораль звучит так: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» (английская пословица). Изречение для взрослых очень уместно в т.ч. ввиду того, что недавно глава Власихи А. А. Алябьев призывал после благоустройства прибрежной зоны обратить особое внимание на экологическую культуру жителей.
Для воплощения идеи в жизнь автор прошёл долгий путь длиной в символичные девять месяцев, и он увенчался успехом. Пришлось получить полный комплект разрешений от администрации и собственника АО «Оборонэнерго», запустить сбор средств на площадке Planeta.ru, создать 70 вариантов макета и провести четыре этапа опросов общественного мнения, выбрать специалистов и организовать всю работу по нанесению картинки.
В итоге за четыре дня два художника из Fresh Art Design Studio превратили скучную кирпичную стену в прекрасный стрит-арт объект, подобных которому у нас ещё не было. «Всё это время я стоял рядом и общался с прохожими. Кто-то просто одобрял. А кто-то давал советы, которые мы тут же учитывали. Благодаря им, например, мы добавили в композицию бабочку и перекрасили Кремль в более естественные тона», — описывает процесс Кирилл.
Реализация такого беспрецедентного проекта стала возможной благодаря компании МТС. Компания полностью оплатила работу художников. Именно она обратила внимание на него через электронную площадку и помогла воплотить эту мечту в жизнь. Их поддержка оказалась очень своевременной, и мы в п. Власиха никогда её не забудем.
Нельзя не отметить и положительное присутствие сотрудников администрации на всех этапах работы. Все необходимые документы предоставлялись вовремя, а также оказывалась всесторонняя помощь непосредственно в период проводимых работ.
Говорят, что каждый человек – это ангел. Так получилось и на этот раз: идея стала реальностью исключительно благодаря мощной поддержке и одобрению наших жителей. Неоценимую помощь оказали участники опросов, спонсоры проекта на Planet’e, сотрудники инстанций, многочисленные знакомые, которым рассылались эскизы… Словом, все-все, кто так или иначе коснулся этой затеи на любом из этапов. Учитывалось абсолютно всё, каждая мелочь становилась деталью. День за днём, перебирая темы, отсеивая всё лишнее, прислушиваясь к каждому совету нащупывался тот самый единственный приятный всем вариант. Сделать работу спустя рукава с данном случае было совершенно недопустимо. Права на ошибку просто не было.
По завершении подстанцию осмотрел заместитель главы по ЖКХ и строительству В. Н. Романов. Он положительно высказался о результатах работы и пообещал всячески содействовать по таким вопросам в дальнейшем.
«Теперь мы приглашаем всех горожан прийти и посмотреть, что у нас получилось. Именно от вашего мнения зависит, появятся ли подобные работы в других местах Власихи. Искренне ждём вас и желаем вам хорошего настроения!», — подытожил Кирилл.
Власий Добролюб

Итог.
Однажды, в декабре я шёл мимо подстанции и подумал, что неплохо было бы её приукрасить. Впереди было несколько отписок… А сегодня я сижу и подвожу итоги сделанного дела.
Я проделал большую работу. Сделал, наконец, то, что запомнится множеству людей на долгие годы.
Прежде всего, я буду сам ходить и любоваться этим рисунком. Я же здесь живу и постоянно хожу по этой улице. Поэтому не готовил всё это ни к выборам, ни к премии правительства Подмосковья.
Мне вдвойне приятно, что реализация всего прошла через меня. Многогранностью такого проекта я напомнил о себе множеству людей, показал свои способности и заложил фундамент для новых побед в этой сфере.
А разве мог я поступить иначе, накопив такой мощный потенциал в городской среде, будучи кандидатом в депутаты? Не мог. Потому что я не люблю разговоры. Я люблю дела.